Актуальные проблемы обязательного страхования в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Дата публикации:

Актуальные проблемы обязательного страхования в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

d289af71

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 13-14 ноября 2015 г. УДК 368.013.1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ Н.

В. Чепурных, М. С. Малицкий Федеральный закон определяет виды, условия, порядок осуществления обязательного страхования, а объектами обязательного страхования, могут быть жизнь, здоровье, имущество, гражданская ответственность. Существует два вида обязательного государственного страхования: за счет средств бюджета РФ (обязательное государственное страхование) и за счет средств застрахованных, на которых законом возложена такая обязанность.

За счет средств государственного бюджета осуществляется обязательное страхование здоровья, жизни, имущества определенных категорий государственных служащих. В остальных случаях обязательное страхование проводится за счет тех лиц, на которых по закону возложена обязанность страхования.

Обязательное страхование в РФ представлено несколькими видами, которое регламентируется Федеральными Законами . Рассмотрим виды страхования, реализуемые, через страховые компании.

Страховые компании осуществляют обязательное страхование на коммерческой основе по следующим видам: обязательное медицинское страхование, государственное личное страхование, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Осуществление обязательного страхования выявляет и проблемы связанные с развитием и реализацией этой формы страхования. Для решения проблем страховой отрасли в целом 22 июля 2013 г.

Правительством РФ была принята

«Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2021г.»

, далее Стратегия .

Обязательные виды страхования, обеспечивая прирост страховых премий, увеличивают размер рынка.

Это происходит за счет введения новых обязательных видов страхования. Обязательное страхование снижает уровень нагрузки на бюджеты всех уровней в части уменьшения расходов власти, в том числе по возмещению вреда потерпевшим в результате природных и иных катастроф и осуществляется в пользу третьих лиц.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) — в нашей стране является одним из важнейших видов обязательного страхования.

ОМС осуществляется на основании Федерального закона создающего систему правовых, организационных, экономических мер. Страховые медицинские организации (СМО) с 01.01.2012г.

осуществляют свою деятельность по договору о финансовом обеспечении ОМС, который заключается с территориальным фондом ОМС (ТФОМС). За счет средств ОМС обеспечивается гарантия бесплатного оказания медицинской помощи при наступлении страхового случая . Значительный рост объема рынка ОМС за период с 2012 по 2014г.г.

и высокий темп прироста премий (+61,87%) (таблица 1) , свидетельствуют о росте заработной платы населения выплачиваемой работодателями официально, с которой выплачиваются налоги и взносы в Федеральные фонды, в том числе в Фонд обязательного медицинского страхования. Таблица 1. Показатели ОМС млн.

рублей ОМС Год 2012г. 2013г. 2014г. Поступило средств — всего 840 235,90 1 199 749,90 1 360 134,40 Использовано средств — всего 804 749,80 1 137 611,70 1 305 540,00 С 1 января 2012 г.

все средства обязательного медицинского страхования признаются целевыми средствами. Финансовый поток от источника финансирования и его направленность на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, застрахованным лицам, не отражается как страховые операции. Все страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, больше не признают страховые платежи в составе доходов, не формируют страховые резервы по ОМС, не отражают страховые выплаты при оплате счетов медицинских организаций.

В соответствии с принятой Стратегией очень важно проработать возможность и пути перевода ОМС на принципы рисковой модели страхования.

При этом одно из приоритетных направлений развития ОМС связано с тем, что сейчас для деятельности страховых компаний важно определять уровень риска.

То есть, наиболее перспективным выходом из данной ситуации является внедрение рисковой модели функционирования системы ОМС, с тем, чтобы страховые медицинские компании принимали часть рисков на себя.

Для этого необходимо вернуть страховым компаниям возможность формирования страховых резервов по ОМС, так как финансирование медицинских услуг сверх установленного Фондом ОМС объема возможно только из накопленных страховых резервов, при этом страховые резервы следует формировать не по каждому региону России, а суммарно по всем субъектам Российской Федерации, где осуществляет деятельность страховщик.

Динамика развития рынка обязательного страхования в целом представлена в таблице 2. Из приведенных данных видно, что за период с 2012г.

по 2013г. сборы выросли на 6,5%, выплаты — на 14,5%, а за период с 2013г.

Рекомендуем прочесть:   Страхователь авто не собственник машины

В., 2010 . iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . УДК 338.2 А.

А. Беспалова Научный руководитель — Ф. В. Курзюкова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Определены основные проблемы планирования федеральных целевых программ и обоснована необходимость их решения.

На сегодняшний день наиболее распространенным инструментом социального планирования являются целевые программы. На целевые программы выделяются достаточно большие средства на всех уровнях государственного управления и с каждым годом объем проектных инвестиций растет.

Процесс планирования целевых программ определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594. Анализ Постановления позволил выделить следующие основные проблемы, которые в дальнейшем приводят к снижению эффективности управления программой и её результативности: 1.

Стратегическое концептуальное планирование не отделено от оперативного детального планирования. Планирование программы одним субъектом приводит к тому, что заказчик (он же исполнитель) сам себе устанавливает цели и границы программы, недостаточно детализируя содержание мероприятий, ресурсы, риски. 2. Нечетко выделяются субъекты планирования -на уровне персоналий не указываются разработчики, что исключает привлечение их к ответственности, лишает возможности получить разъяснения или консультации.

3. На этапе планирования программы нет интеграции участников — потенциальные исполнители и субподрядчики, как правило, не привлекаются к детальному планированию. Эта ситуация приводит к поверхностному планированию, без учета опыта исполнительских структур. 4. Существующие положения и нормативные документы не содержат подробных методических указаний по планированию программ, позволяя субъектам планирования самим определять границы процесса.

5. Отсутствие в процессе планирования серьезного этапа — экспертизы содержания программы приводит к некорректному определению мероприятий (не подходящих под заявленные цели). 6. Формат шаблонных документов планирования не предполагает серьезной проработки рисков, состава команды, управления качеством, обеспечение ресурсами и т. д. Положения содержат практически только отчетные формы, а не рабочую документацию планирования.